Владислав Шивцов
Вопрос: Какие примеры применения алгоритмов обработки больших данных вы видите для улучшения качества жизни простых людей и для содействия свободе и прозрачности в обществе?
Ответ: Перспективы применения алгоритмов больших данных способны сделать жизнь лучше сразу в нескольких областях:
В контексте здравоохранения алгоритмы обработки больших данных могут использоваться для анализа медицинских данных, что позволяет более точно и быстро диагностировать заболевания. Это позволит внедрить более глубокую персонализацию лечения и улучшить медицинское обслуживание.
В сфере образования использование больших данных позволит создавать индивидуализированные программы обучения, которые учитывают способности и интересы каждого учащегося, повышая тем самым эффективность образовательного процесса.
В организации городской инфраструктуры и транспорта оптимизация транспортных потоков и развитие интеллектуальных систем управления городским хозяйством на основе данных поможет улучшить качество жизни в мегаполисах, например за счет сокращения пробок и улучшения экологической ситуации.
В сфере государственного управления алгоритмы могут анализировать и наглядно визуализировать деятельность власти, что делает политику более прозрачной и открытой, помогает лучше управлять государственными ресурсами и способствовать повышению доверия граждан.
Свобода и прозрачность в контексте общества обычно являются противоположными направлениями. Особенно это касается взаимодействий в интернете: чем более прозрачны процессы того или иного сообщества, чем более прозрачно то или иное лицо, тем проще внешним акторам на них влиять, и тем менее они свободны в своих действиях и высказываниях. Именно поэтому, например, члены хакерских группировок не публикуют заявления от своего имени. Если говорить про существующую систему сбора и обработки больших данных — здесь имеет смысл внедрение алгоритмов для выборочной анонимизации по запросу пользователя. Например, если вы не хотите, чтобы компании знали, сколько у вас в доме собак, или на каком этаже вы живете. Но для этого необходимо внедрение подобного алгоритма в системы всех компаний, включая зарубежные.
Максим Картошин
Вопрос: Все, о чем Вы говорите, ведет: 1) к монополизации рынка, 2) технологии приведут к сокращению кадров. Речь идет о массовой безработице? Искусством заниматься все не смогут. Да и потребителей предметов искусства не так много. Пока государства не готовы к безусловному базовому доходу… Какой выход Вы видите?
Ответ: Массовая безработица невыгодна ни корпорациям, ни государству. Она может привести к социальным волнениям и снижению потребительской активности, поэтому государственные организации и крупные компании будут искать способы предотвратить массовые увольнения при внедрении новых технологий. Альтернативами базовому доходу могут стать:
1) Увеличение доли малого бизнеса в экономике. Люди будут создавать небольшие бизнесы в нишах, которые сложно автоматизировать (персональные услуги, ремесленничество, локальное производство). Государство и, возможно, корпорации будут стимулировать такой малый бизнес финансово: им нужно, чтобы люди были обеспечены работой и деньгами.
2) Развитие «экономики заботы» — рост спроса на профессии, связанные с уходом за людьми, образованием, психологической поддержкой. Эти области достаточно сложно передать ИИ: приложение для обучения иностранному языку и ИИ-учитель не смогут передать вам опыт общения с носителями языка.
3) Появление гибридных форм занятости, где человек будет работать в тандеме с ИИ, выполняя творческие и управленческие задачи, пока рутину берет на себя автоматика. Уже сейчас специалисты, использующие ИИ в работе, значительно повышают свою конкурентоспособность на рынке труда. Некоторые даже успешно совмещают несколько должностей в разных компаниях именно благодаря тому, что рутинные задачи выполняет искусственный интеллект.4) Образовательная реформа: по мере появления и внедрения различных технологий, а также по мере ускорения научно-технического прогресса, обществу придется пересобрать образование таким образом, чтобы получаемые кадры были максимально адаптивны. Реформа также может подразумевать возможность быстрой и гибкой респециализации уже существующих кадров.
Это лишь несколько вариантов из широкого спектра возможных способов, которые государство и корпорации задействуют в случае риска массовой безработицы. Высока вероятность, что эти методы будут задействованы одновременно. Нужно помнить, что одной из важнейших целей любой организации является самосохранение. В случае техногенной массовой безработицы некому будет оплачивать услуги корпораций, огромная доля налогов не будет выплачена, а граждане будут требовать радикальных изменений в структуре государственных организаций.
Вопрос: Есть ли вообще у государства и компаний инструменты для охраны персональных данных? Ведь когда-то Наталья Касперская сказала в Госдуме, что закон об охране это хорошо, но таких инструментов нет...
Ответ: Задача государства не совсем заключается в разработке таких инструментов, хотя государственные организации и сервисы ими располагают: оно может выступать заказчиком, но его основная роль — изменить законодательство таким образом, чтобы корпорациям было выгодно защищать своих клиентов не только на словах или в периметре физического присутствия. Естественно, различные методики по охране этих данных внедряются, известны и находятся в разработке, но это вопрос неотъемлемый от кибербезопасности самих государственных и частных структур. Чаще всего проблемы возникают именно в связи с утечками в частном секторе.
Кожевников Сергей
Вопрос: На мой взгляд, проблема возникает там, где есть незаполненное пространство, которое заполняют мошенники и это им ничего не стоит.
Сергей, абсолютно согласен. В цифровом мире вакуум быстро заполняется, и если мы не создаем безопасные и прозрачные среды, мошенники немедленно заполняют эти пустоты. Например, когда появляются новые технологии или платформы, на которые ещё не разработаны адекватные меры защиты, мошенники быстро их осваивают и используют для своих целей. Это касается как новых цифровых сервисов, так и социальных сетей. Важно не только внедрять новые технологии, но и сразу разрабатывать меры их защиты, проводить регулярные аудиты безопасности и обучать пользователей основам кибербезопасности.
Ольга С.
Вопрос: Родителей не всегда готовы слушать дети.. А есть какой-то контент на тему цифрового иммунитета для детей? Дать им что-то посмотреть, почитать?
К сожалению, детского материала гораздо меньше, чем взрослого. Если не ошибаюсь, у «Лаборатории Касперского» есть курс для школьников средней школы, и у нескольких российских эдтехов видел подобные предложения — какой-то конкретный порекомендовать не смогу. Пожалуйста, обратите внимание на книгу по кибербезопасности от «Ростелекома» (https://www.company.rt.ru/social/cyberknowledge/book_cybersecurity/), а также наш совместный онлайн-курс для родителей (https://www.company.rt.ru/social/cyberknowledge/cyber-lessons/).
Ольга С.
Вопрос: Интересная тема! Особенно использование ответов чатов GPT как истина. А есть ли какие-то модераторы таких ответов? Удаляют ли их, если становится понятно, что это ерунда?
Вопрос очень актуальный, Ольга. На данный момент, модерация ответов ИИ происходит в ограниченных масштабах — чаще всего в рамках этических установок моделей (не говорить о том-то, не обижать тех-то). Некоторые платформы внедряют механизмы проверки и удаления некорректной информации, но это далеко не повсеместная практика. Эти меры еще не совершенны, и ошибки случаются — как мы и видели на примерах с «викингами» от Gemini. Важно, чтобы пользователи критически относились к полученной информации и проверяли её достоверность через дополнительные источники. Предлагаю считать это несовершенство упражнением на воспитание критического мышления?
Мария Калюжная
Вопрос: Как объяснить ребенку, что цифровой друг - не живой?
Мария, возможно, стоит начать с того, что цифровые друзья, будь то умные колонки, виртуальные аватары или персонажи в играх, созданы программами и не обладают сознанием. Используйте примеры и аналогии, чтобы показать разницу между живыми людьми и цифровыми помощниками. Например, можно сказать, что цифровой друг похож на игрушку, которая может говорить и выполнять команды, но не может чувствовать или понимать, как человек. Подчеркните, что реальные эмоции и взаимодействия могут возникнуть только с живыми людьми, и что цифровые друзья предназначены для помощи и развлечения, но не могут заменить настоящих друзей и семью.
Наталья Шурыгина
Наталья, иногда в компаниях случаются ситуации, когда сотрудника вопринимают как конкурента. Как поступить ему если хочется расти?
Наталья Ваш вопрос очень интересный. Также, как быть хорошим руководителем – это искусство, выстроить отношения с руководителем, чтобы он не чувствовал в Вас конкурента, чувствовал, что Вы для него безопасны – это тоже искусство. Поговрим об этом на следующей встрече 22/08.
Сергеева Ирина
К сожалению, нас воспитывали так, чтобы мы не говорили о себе с начальником. Нужно было учиться, быть активным, брать на себя отвественность, приносить пользу. Считалось, что тебя обязательно заметят. Сейчас в функции руководителя входит отслеживать таких сотрудников?
Ирина, Ваша карьера - это только Ваша ответственность, нет, руководитель не должен заниматься Вашим карьерным ростом, развитие и ростом эффективности да, карьерой – нет. Задача руководителя обеспечить результаты, которые стоят перед его подразделением.
Наталья Бритченко
добрый день Наталья, мне уже 47, очень хочется поменять род деятельности, но страшно в моем возрасте чему-то учиться
Наталья, можно подумать о том, чтобы учить кого-то. Делиться опытом, быть ментором, наставником. Может настало время не учиться, а учить?
Александр Дубровин
2 Вопроса: (1) Прихожу к руководителю, поговорили, достигли договоренности, далее ничего не происходит, прихожу несколько раз, опять некие обещания , в итоге меняю компанию и мне в претензию "а что ты не приходил?" - это попытка перекинуть ответственность руководителя на работника или действительно надо чаще приходить и надоедать? (2) В большинстве компаний рост карьерный упирается в рост з/п (например не более 15-20%) в итого на рынок уйти проще и выгоднее, как с этим "бороться" (руководителю/сотруднику))?
Подумайте, как сделать Ваши договоренности еще более конкретными, с цифрами, результатами и сроками. Проведите еще раз разговор, зафиксируйте договоренности в письме. Подумайте, как Вы будете действовать, если руководитель опять их нарушит.
Анонимно
Что делать в ситуации, если руководитель не хочет отпускать из своей команды в другую команду?
Придется принять решение, как долго Вы готовы быть заложником. Есть наверняка еще шаги, которые можно попробовать предпринять. Поговорить с HR, например. Здесь важно понимать, что у Вас трудовой контракт не с конкретным руководителем, Вы наняты на работу компанией, и если в политиках компании есть рост и развитие сотрудников, то, наверняка, можно попробовать еще что-то предпринять. Попробуйте еще раз честно поговорить с руководителем, что Вы все равно уйдете, если он Вас не отпустит, так Вы хотя бы останетесь в периметре компании.
Ольга М.
Доброе утро! Подскажите, пожалуйста, как найти в себе сильные стороны и быть полезной обществу? Всю жизнь работаю на работодателя и восхищаюсь смелостью моих друзей, которые смогли реализовать себя, быть независимыми и достигать успехов, за счет хобби. А я не вижу в себе никаких талантов((( Может есть лайфхак у вас для таких как я?
Ольга, у Вас точно есть чем гордиться. Вы работаете в сильной компании, у Вас есть интересные яркие друзья, Вам точно есть за что гордиться собой. Обесценивать свои результаты и сравнивать себя с другими – это стратегия, при которой, даже если Вы достигните самых выдающихся результатов, Вы не будете довольны ни собой ни своей жизнью. А ведь это цель, не правда ли? Всегда найдется кто-то успешнее, свободнее. Сравнивайте себя с собой вчерашней и ищите что делает счастливой именно Вас, что приносит Вам удовлетворение, во что Вы готовы и хотите инвестировать время и силы.
Татьяна Тарасова
Расскажите, всегда ли карьерный рост сопровождается повышением зарплаты? Как вы советуете говорить о росте зарплаты с работодателем?
Не обязательно карьерный рост сопровождается повышением зарплаты, также, как и повышение зарплаты – не всегда значит рост. Важно готовиться к разговору с руководителем о повышении. Мы с клиентами используем следующий сценарий:
- Благодарность руководителю за то, что он доверяет Вам задачи и помогает с их решением;
- Что Вы уже сделали. Важно подсветить Ваши оцифрованные и значимые для руководителя результаты прошедшего периода 6-12 месяцев;
- Что Вы готовы сделать еще. Какой результат важный для руководителя Вы готовы еще принести. Результат важно оцифровать, и сроки и результаты.
- Что Вы хотите за это. Здесь важно использовать не ультимативные, а более мягкие формулировки. И быть готовому к обсуждению.
- Договориться, как Вы будете отслеживать результат.
Евстигнеев Алексей
Вопрос: Чем отличается профиль клиента от портрета целевой аудитории?
Ответ: Профиль клиента представляет собой детализированную информацию о конкретном клиенте, включая его поведенческие и психологические характеристики, мотивацию, предпочтения и ценности. В то время как портрет целевой аудитории описывает усредненный образ группы клиентов, объединенных общими демографическими и поведенческими характеристиками, профиль клиента фокусируется на индивидуальных особенностях и поведении конкретного человека.
Мария Калюжная
Вопрос: Есть ли методики определения поведения клиента в удаленном формате? Использует ли ПСБ поведенческий профиль клиента при формировании предложения продукта в личном кабинете/мобильном приложении?
Ответ: Да, существуют методики для определения поведения клиента в удаленном формате, такие как анализ данных из CRM-систем, аналитика больших данных, использование искусственного интеллекта и машинного обучения, а также опросы и анкеты. На сколько мне известно, ПСБ применяет поведенческий профиль клиента при формировании предложений продукта в личном кабинете и мобильном приложении, что позволяет персонализировать взаимодействие с клиентом и улучшать клиентский опыт.
Александр Сидоренко
Вопрос: Как быстро считать психотип человека при первой встрече?
Ответ: Быстро определить психотип человека можно, используя наблюдение за его поведением, манерой общения, реакциями и предпочтениями. Наиболее распространенными методиками являются DISC и MBTI, которые позволяют классифицировать поведение и личностные черты. Важно обратить внимание на ключевые особенности: степень экстраверсии или интроверсии, ориентацию на факты или интуицию, логическое мышление или эмоциональные реакции.
В ПСБ есть обучение по применению методологии DISC. Можно пройти дополнительное обучение в Банке.
Мария Калюжная
Вопрос: Используются ли методики определения поведения клиента при удержании и повышении лояльности к продукту или они важны только при продаже?
Ответ: Методики определения поведения клиента важны не только при продаже, но и при удержании клиента и повышении его лояльности. Анализ поведения клиентов помогает понять их потребности и предпочтения, что позволяет разрабатывать подход к взаимодействию, направленные на долгосрочное удержание и повышение лояльности к продукту.
Татьяна Тарасова
Вопрос 1: Сколько времени требуется для выявления психологического профиля клиента? Какую стратегию применять на первой встрече, когда ты его видишь впервые?
Ответ: Время, необходимое для выявления психологического профиля клиента, зависит от используемых методик и инструментов. Например, использование опросов и анкет может занять несколько минут, в то время как глубокий анализ данных из CRM-систем и поведенческих паттернов может занять больше времени. На первой встрече рекомендую применять стратегии активного слушания, наблюдения за невербальными сигналами и задавать открытые вопросы, чтобы получить больше информации о клиенте.
Вопрос 2: Возможно ли вернуть клиента, правильно определив его профиль?
Ответ: Да, правильно определив профиль клиента, можно разработать персонализированные модель коммуникации для его возврата. Понимание мотивов, предпочтений и поведения клиента позволяет предложить ему уникальные решения и услуги, которые могут удовлетворить его текущие потребности и вернуть доверие к Банку.
Ольга С.
Вопрос: Как убрать когнитивное искажение при анализе информации? Как понять, что это
истинные данные?
Ответ: Во-первых, нужно постоянно изучать когнитивные искажения и отслеживать, каким из
них вы подвержены. Важно также критически оценивать собственный анализ ситуации и данные
(их качество, происхождение, возможную аффиллированность, репутацию канала доставки и
т.п.), которые вы используете для принятия решений. Важно, чтобы это стало навыком, который
вы используете ежедневно, натренированным в до такой степени, что критическая оценка
информации и собственных суждений не требует у вас серьезных усилий, а происходит
автоматически. Мы также рекомендуем посмотреть курс Никиты Непряхина, который уже есть
на платформе, а также книги Никиты «Анатомия заблуждений: большая книга по критическому
мышлению» и «Критическое мышление: железная логика на все случаи жизни».
Мария Бортникова
Вопрос: Про технофобию (правда, еще со времен Терминатора), к примеру отношение
старшего поколения к вышкам 5G и мозговым чипам. Люди скорее со времнем втянутся в новые
технологии, переборов предубеждения? Или в тренде будет отказ и возврат к механике, как с
печатными машинками? Как считаете?
Ответ: На самом деле технофобия куда старше «Терминатора», и некоторая ее доля —
логичный и даже здравый механизм критической оценки новых технологий. Что касается
включенности людей в новые технологии, она сильно зависит от конкретного человека, его
собственных когнитивных способностей, его окружения и его инфополя. Скорее всего,
большинство людей будут использовать новые технологии, если не произойдет связанных с
ними резонансных техногенных катастроф. Несмотря на это, частью человечества останутся
сообщества, ограничивающие среди своих членов использование технологий, или осуждающие
их использование, например, амиши. Возможно, государства начнут эти сообщества даже более
пристально оберегать: чем сложнее социотехнологическая ткань нашего быта, тем уязвимее к
ней представитель таких сообществ.
Дмитрий
Вопрос: В основном всегда говорят о появлении новых трендов и мало о их закате. Есть ли
какие-то методики использования уходящих трендов, можно ли в этой ситуации извлечь пользу?
Или умерла так умерла?)
Ответ: Тренды, которые ушли в прошлое, вполне можно использовать: посмотрите на
некоторые успешные релизы Голливуда за последние пять лет, обратите внимание на
рекордные продажи винила. Некоторые бизнесы используют ностальгию по 80-м и 90-м,
капитализируя или даже формируя отдельные эстетические ниши. Люди, для которых
некоторые тренды нормализовались и стали привычными в подростковом или студенческом
возрасте, продолжают быть частью экономики и возможными клиентами. Для них знакомые и
старые, «умершие» тренды могут стать частью ключевого ценностного предложения. В
некоторых случаях устаревшие или опробованные и неудавшиеся в прошлом модели и подходы
могут стать эффективными и решать новые проблемы при условии, что они будут обеспечены
новыми технологиями. Так, например, плановую экономику куда проще реализовать сегодня
(при наличии должных вычислительных мощностей, предиктивных алгоритмов и объемов
данных), чем в прошлом веке.
Борисова Анна
Вопрос: Как/где поймать настоящее сокровище, а не мейнстрим?
Ответ:
Найдите или составьте для себя карту инфополя, и постарайтесь понять, где мейнстрим, а где
нет. Чтобы найти сокровище, нужно глубоко копать: переходите от второстепенных источников к
первоисточникам. Научные статьи, патенты, отчеты, которые потом пересказываются в
новостях, помогут вам глубже понимать, как сокровище выглядит и где оно зарыто. Желательно
копать всем вместе, потому что один человек, даже если и выкопает клад, может не справиться
с реализацией найденного золота.
Денис Козлов
Вопрос: Как Вы считаете, при осознании в себе интроверта, правильно ли незамедлительно пытаться в себе это исправлять?
Ответ: Интроверсия не является чертой характера, которую необходимо исправлять. Это один из типов личности, который имеет свои сильные стороны, такие как глубокий анализ и способность к сосредоточению. Рекомендуется скорее научиться использовать эти качества эффективно, оптимизировать свой рабочий процесс и общение таким образом, чтобы они приносили максимальную пользу и вам и вашим клиентам.
Сергеева Ирина
Вопрос: Банк продает свои продукты не только юрикам, но и физикам. Физиков больше, чем юриков, и они тоже обзванивают, и они еще больше не хотят разговаривать. Как Вы считаете, как нужно продажникам зафиксировать информацию о физиках, которые уже много раз отказались разговаривать с продажниками. И как с ними дальше нужно работать?
Ответ: В таких случаях важно использовать CRM-систему с подробной аннотацией предпочтений каждого клиента, включая их отношение к звонкам. При повторных отказах стоит переориентировать коммуникацию на менее инвазивные методы, такие как чат в банк-клиенте, мессенджер, email или SMS уведомления с предложениями, которые могут быть актуальны исходя из анализа предыдущих взаимодействий и интересов клиента. Продолжать звонить - плохая стратегия, так как может формировать агрессию и токсичность к Банку.
Светлана А.
Вопрос: Как на счёт аналитической презентации с немногословной встречей в максимально комфортной обстановке?
Ответ: Это отличный подход для работы с интровертами. Предоставление аналитических данных в удобном для восприятия формате и минимизация социального давления помогут интровертам лучше воспринять информацию и принимать обоснованные решения. Встреча должна быть организована в тихой, спокойной обстановке, где интроверты могут чувствовать себя комфортно и не спеша обдумывать полученную информацию.
Ольга С.
Вопрос: А как вы считаете, сотрудник интроверт может быть хорошим продажником?
Ответ: Абсолютно. Интроверты часто обладают глубокими аналитическими способностями и способностью к созданию доверительных отношений. Им стоит использовать подходы, основанные на качественном общении и глубоком понимании потребностей клиента, а также налаживать взаимодействие через письменные каналы или в рамках предварительно запланированных встреч, где они могут тщательно подготовиться.
Светлана А.
Вопрос: Есть ли смысл держать в штате эксперта-интроверта для выявления и работы с клиентами-интровертами?
Ответ:
Да, это может быть ценным активом для компании. Эксперт-интроверт может лучше понять и прогнозировать потребности и реакции клиентов-интровертов, а также помочь в разработке как продуктов / услуг, так и коммуникационных стратегий, которые будут максимально комфортны и эффективны для такой аудитории.
Ольга С.
Вопрос: Михаил, вы говорили, что интровертным клиентам нужно давать время. А как понять, сколько времени дать на размышление? День, два, неделю? Что бы не упустить сделку и быть уверенным, что клиент не забыл о вас?
Ответ: Оптимальное время на размышление зависит от сложности продукта или услуги. Для более сложных решений рекомендуется давать от нескольких дней до недели. Важно поддерживать связь, например, напоминая о себе через дополнительную информацию, которая может помочь клиенту в принятии решения, не создавая при этом давления. Но лучше всего договориться о следующем контакте и времени на «подумать».
Мария Калюжная
Вопрос: Клиент-интроверт менее подвержен импульсивным покупкам, и более подвержен анализу данных по продукту? Т.е. продажа продукта требует более рационального подхода? Эмоции становятся менее значимыми?
Ответ: Да, интроверты склонны к более осмысленному и аналитическому подходу к покупкам. Продажи им должны быть основаны на предоставлении подробной, экспертной информации о продукте. Эмоциональные аспекты менее влиятельны, но тоже имеют место быть.
Елена Майзлина
Вопрос: Влияет ли принадлежность к одному из поколений (X, Y. Z) на принадлежность к интровертам? Среди представителей какого поколения больше всего интровертов?
Ответ: Принадлежность к определенному поколению сама по себе не определяет интроверсию или экстраверсию, однако культурные и воспитательные особенности каждого поколения могут влиять на развитие социальных навыков и предпочтений в общении.
Так к примеру интровертное поведение чаще встречается в поколениях, чье взросление проходило уже в «цифровом» мире - это поздние Y и Z.
Ольга С.
Вопрос: Как правильно распределить обучение, если нужно в один небольшой промежуток времени научиться нескольким навыком?
Ответ: Одна из самых больших ошибок в обучении заключается в том, что мы не закладываем достаточно времени и ресурсов на нее. Хотим все и сразу. Такое возможно, когда у нас много времени и когнитивных ресурсов на обучение. Но у взрослого человека много задач, требующих его внимания, поэтому важно на старте оценить и заложить необходимый ресурс на обучение. Тема управления когнитивные ресурсом очень широкая и безумная интересная. Ее мы и разберем на следующей Подзарядке. До встречи!
Тарасова Татьяна
Вопрос: Подскажите, как часто необходимо практиковать навык, чтобы это стало привычкой и позволяло не задумываться?
Ответ: В эфире говорила об инструменте - интервальное повторение.
Подробнее тут - https://t.me/criticalthinking_shkm/367
Надежда Мысова
Вопрос: Есть ли онлайн-ресурсы, которые сможете посоветовать, чтобы проверить, какие навыки стоит развивать/приобретать для своей работы или для личного роста?
Раньше были похожие, но по профориентации
Ответ: Есть хорошие доклады по трендам и навыкам будущего.
Доклад тут: https://futuref.org/futureskills_ru
Богдан Бадогин
Вопрос: Чему самому интересному или полезному вы научились у искусственного интеллекта?
Ответ:
ИИ больше помощник, чем учитель.
Все зависит от того на каком уровне изучения темы вы находитесь. На старте обучения он может помочь сориентироваться в теме и даже снизить уровень терминологически перегруженного текста.
Применяя ИИ в обучении, нужно быть очень внимательным и перепроверять информацию. Иногда ИИ с легкостью вводит в заблуждение предоставляя недостоверную информацию
Сергеева Ирина
Добрый день. Пыталась отнести себя к аборигенам или иммигрантам, но не смогла.
Мне кажется, есть 3 группа, как минимум. Интересно, а смогут ли аборигены
"спуститься" на уровень иммигрантов, чтобы предложить им удобные цифровые
продукты? Для них, а не для себя.
Ответ:
Теоретически можно обусловить третью группу и назвать ее, например, цифровыми
энтузиастами. Это люди, которое не знакомы с цифрой с детства, но с момента ее
активного распространения всегда были на острие прогресса. Важно отметить, что эти
термины не являются фиксированными или взаимоисключающими, а лишь обобщением.
Вполне возможно, что некоторые цифровые аборигены могут стремиться привнести
инновации в жизнь цифровых иммигрантов, поскольку они осознают потенциальные
преимущества технологий для старших поколений. Это может служить мотивацией для
преодоления цифрового разрыва между поколениями. Поскольку цифровые аборигены
занимают лидирующие позиции в различных отраслях, они могут отдавать приоритет
инклюзивности и доступности в своих инновационных усилиях, признавая важность
разработки продуктов и услуг, доступных широкому кругу пользователей. Разработка
решений и продуктов, отвечающих потребностям и предпочтениям старших поколений —
взаимовыгодное направление работы и для иммигрантов, и для аборигенов.
На пальцах это можно описать так: внук обучил бабушку смотреть фильмы на ноутбуке,
а не по телевизору, поскольку и смотреть можно когда хочешь и выбор больше. Она точно
не против, но дается это ей не просто.
Лана Александрова
Как Вы считаете, поможет ли выделенная социальная сеть для цифровых
иммигрантов с ИИ, помогающим плавно погрузиться в новый мир технологий?
Ответ:
Потенциально — да. Специализированная соцсеть с искусственным интеллектом, в
частности чат-ботом, может помочь цифровым иммигрантам плавно погрузиться в мир
технологий. ИИ может помогать пользователям в навигации по платформе, предлагать
соответствующий контент с учетом их интересов и предпочтений, а также выступать
тьютором, представлять учебные материалы, которые помогут пользователю развивать
свои цифровые навыки. Такую платформу необходимо разрабатывать с осторожностью
и вниманием к деталям: оно должно быть доступным, инклюзивным и учитывать
потребности и проблемы старшего поколения.
Мария Калюжная
Столкнулась, что новое поколение (дети) не понимают, что месенджеры это еще
просто один способ коммуникации, а не сама жизнь. И то, что если на сообщение не
было отвечено в течение 3х минут, это не означает, что с ребенком не хотят
общаться, игнорируют и больше не хотят дружить. Получается, что цифра не только
может сделать нас ближе, но и породить новые недопонимания и социальные
конфликты не только между цифровыми аборигенами и цифровыми мигрантами? Нас
ждет цифровой абьюз? Какие рекомендации вы могли бы дать по воспитанию цифровой
гигиены у детей?
Ответ:
Человек по природе своей животное социальное и взаимодействие с социумом —
необходимость. У новых поколений это взаимодействие сильно отличается от того, как это
делали их родители. С одной стороны ребенок, преимущественно общающийся в сети,
имеет меньшую вероятность, например, ввязаться в драку, что хорошо, но с другой
стороны, у ребенка вырабатываются нетипичные паттерны поведения и восприятия других
людей, которые неприменимы в живом общении, и могут привести недопониманию со
стороны окружающих и потенциальным психологическим проблемам.
В качестве рекомендации можно напомнить, что даже если со своими сверстниками
ребенок преимущественно будет общаться в сети, всегда есть родители, сидящие на
кухне, с которыми ему может быть интересно общаться. Главное, чтобы родители тоже
старались быть хорошими собеседниками, что будет способствовать выработке более
традиционных социальных навыков. Поговорите с ребенком о разнице между общением в
мессенджерах и живом общении, напомните о важности неразглашения информации о
себе незнакомцам и что никогда не можешь быть уверен кто находится по ту сторону
экрана. Детям постарше стоит начинать рассказывать о навыках медиаграмотности: как
отличать достоверную и недостоверную информацию в сети.
Винокурова Ирина
Как вы считаете, чтобы в будущем банку взаимодействовать с цифровыми
аборигенами нужна ли омниканальность — бесшовное общение?
Ответ:
Да, я считаю, что омниканальный подход будет необходим банкам для эффективного
взаимодействия с цифровыми аборигенами в будущем. Цифровые аборигены ожидают
бесперебойного и персонализированного взаимодействия на различных платформах,
включая мобильные приложения, веб-сайты, чат-боты, социальные сети и физические
филиалы. Применяя омниканальную стратегию, банки могут обеспечить
последовательный и интегрированный опыт, отвечающий этим ожиданиям, а также
позволяя клиентам выбирать каналы, которые лучше всего подходят для них и в то время,
которое им удобно. Омниканальность уже сейчас показывает свою эффективность и с
течением времени такой подход будет все более востребован: в будущем каналов
общения будет становиться только больше.
Лана Александрова
Доброго дня! Спасибо за бодрящую тему :) Как думаете, возможны ли глобальные
цифровые перемены в школах, например, с аватарами, общением в дискорде и
программированием/обновлением сервиса для школы самими учениками?
Ответ:
Такое возможно, но это потребует больших перемен в строго регламентированном
процессе обучения. Изменения должны быть не только косметическими — это не должен
быть переход в цифру ради перехода в цифру, где ученики просто получают возможность
использовать свои цифровые аватары и более удобные для них пространства для
общения, хотя и такие перемены тоже могут пойти на пользу. Сама система образования
должна претерпеть изменения, чтобы успешно начать апеллировать к цифровым
аборигенам, оставаться продвинутой и инновационной. С каждым годом знания
устаревают все быстрее, а следовательно, образование должно адаптироваться к
изменяющейся реальности.
Ученики часто обладают более обширными знаниями о технологиях, чем преподаватели
и они действительно могут участвовать в процессе внедрения цифровых инструментов в
образовательном учреждении. Такой диалог может помочь создать более динамичную,
отзывчивую и инклюзивную среду обучения, отвечающую потребностям и интересам как
самих учеников и учителей, так и родителей.
Наталья Шурыгина
Вопрос: Хадижат, подскажите, как помочь взрослому человеку пройти этот путь от возникновения мотивации до достижения цели. Что не стоит делать? Где брать ресурс, чтобы пройти путь Эдиссона?
Ответ: Точно не стоит опускать руки при столкновении с точками регрессии! При попадании в «ловушку неудачи» фокусируйтесь на том, чего не хватило для желанного результата и как этот навык развить, восполнить. Создавайте для себя ситуации успеха, хотя бы маленького, для поддержания мотивации. Ставьте себе промежуточные цели и оценивайте результаты в соответствии с ними, а не только глобальной. Например, при освоении навыка публичных выступлений в самом начале ваша цель должна звучать как «не потеряться при ошибке и продолжить выступление», а не как «выступить идеально».
И, конечно, не забывайте об индивидуальном смысле при освоении навыка – для чего он вам действительно нужен. Например, для чего вам навык переговоров? Ответ «чтобы быть эффективным в работе» абстрактный, шаблонный и личностно не значимый. Но если применить к этому, первому, ответу технику «5 почему», можно выйти на глубинную мотивацию – например, «чтобы перейти на руководящую должность» или «чтобы мне доверяли более сложные и интересные проекты».
Так же нужно учитывать, что провалы мотивации могут быть связанны с тем, что при планировании обучения заложили не достаточно когнитивных и эмоциональных ресурсов. О них мы поговорим на Подзарядке 27 мая и 24 июня.
Инна Буторина
Вопрос: Стоит ли чему-то обучаться, если в ближайшем будущем новые навыки в работе не пригодятся? Ведь полученные навыки без практики быстро забываются.
Ответ на этот вопрос прозвучал в эфире, но я дополню. Действительно, есть навыки, которые «быстро умирают». Как правило, это очень узкоспециализированные навыки, например, владение конкретной программой. Однако, с одной стороны, без этих навыков может быть невозможна ваша работа, а с другой, этот навык может быть основой для освоения другого. Радикальные изменения бывают редко, и мы просто адаптируем имеющийся навык к новым реалиям, дополняя его.
Что касается мягких навыков, они почти не устаревают и используются в широком круге задач: как личностных, так и профессиональных. Так что в любом случае есть смысл осваивать навыки, которые используются.
А вот если навыки не используются, то вопрос адресуется к смыслу их освоения. Зачем тогда их получать? Если этот навык может быть базой для освоения другого навыка – здорово. Если нет – вероятность, что вы начнете его осваивать стремится к нулю. Зачем вам учиться играть на ханге, если вам это и не интересно, и вообще не нужно? В таком случае выбираются другие темы для развития.
Шилова Вероника
Вопрос: Помогает ли профориентация при приёме на работу помочь сотруднику пройти обучение по направлению, непосредственно не связанному с исполняемыми обязанностями, и сменить направление деятельности?
Как всегда, это очень зависит от комбинации конкретных факторов в конкретной ситуации: как проводится профориентация (только методики или с глубинным, коучинговым интервью), какие возможности и желания есть у человека, как выстроена у него иерархия мотивов и многое, многое другое. Например, если сотрудник будет склонен к помогающим профессиям, а всю жизнь строил карьеру в технической специальности, и при этом для него важнее повышение дохода, а не интересная деятельность, то он не станет менять направление.
Если ваш вопрос в том, может ли профориентация помочь осознать/подтвердить потребность в смене деятельности, то действительно, может. Далее на основе этой потребности можно определить образ цели и построить индивидуальный skill-трек для ее достижения.
Алексей Юрьевич Данилов
Вопрос: Считаете ли вы оффлайн обучение более эффективным, чем онлайн обучение? Сильнее ли мотивация, если можешь пообщаться с лектором лично или это зависит от конкретного человека?
Ответ почти на любой вопрос во взрослом мире – «зависит от ситуации» (даже такие базовые вещи, как температура замерзания воды). Мало какие вопросы имеют универсальный ответ.
Здесь мы понимаем, что мотивация на обучение гораздо больше определяет результативность, чем выбранный формат. При высокой мотивации разница будет стремиться к нулю: заинтересованный человек будет искать информацию, возможности пообщаться с экспертами и так далее. При слабой и средне выраженной мотивации возникает влияние такого фактора, как внимание. В маленькой группе офлайн вам будет более неловко отвлекаться на звонки и посторонние задачи, нежели чем на массовой онлайн-лекции. Во втором случае отвлекающих факторов в разы больше, и многие поддаются соблазну отвлечься. Это одна из причин, почему на онлайн-мероприятиях просят включать камеры – так участники больше вовлекаются в процесс и меньше занимаются другими делами.
Сергеева Ирина
Вопрос: Предположим, что человек начал какой-то курс обучения и ему просто стало неинтересно. По разным причинам, не тот курс в принципе, не тот материал курса. Мотивации нет, только дисциплина заставляет закончить курс (или КПЭ). Считаете ли Вы, что в этом случае необходимо завершать такое обучение? Или необходимо провести какую-то управленческую корректировку, чтобы не демотивировать человека окончательно?
Первым делом, безусловно, стоит провести анализ мотивации и демотивации к прохождению курса.
Что именно не так? Материал? Тема? Инструменты? Лектор? Возможно, смена конкретно этого курса на другой по той же теме решит проблему мотивации. Или все-таки нужно менять тему? Важно поддержать мотивацию к развитию в принципе, возможно, сменив фокус обучения или помогая человеку приложить полученные знания к его актуальным задачам.
Если после комплексного анализа выяснится, что у человека нет никакой пользы от освоения данного курса (ни эмоционального удовлетворения, ни прокачки в навыках для достижения его целей) – тогда, пожалуй, стоит выбрать другой курс.
Тест по стилям обучения может вам подсветить, какие форматы вам подойдут больше:
https://psychiatry-test.ru/test/test-honi-i-mamforda-na-opredelenie-stilya-obucheniya/
Денис Ванюшин
Вопрос: Как определить какие именно методы обучения для себя более оптимальны? Есть варианты обучения по книгам, по видео курсам, по интерактивным системам, самообучение. Как определить свою предрасположенность к определенному типу информации для обучения?
Отсылаю вас к одному из предыдущих выпусков «Ключевые стили и стратегии обучения». Когда определите характерный для вас стиль (деятель, рефлексирующий, теоретик или прагматик), вы сможете подобрать стиль подачи информации. Он уже наполовину определит удобную форму. Кроме того, обратите внимание на то:
1) какие формы вам наиболее удобны (сколько времени вы можете уделять и какой объем информации за это время разными способами вы можете получить);
2) сколько примерно информации после каждой из форм обучения у вас остается;
3) соотношение этих параметров.
Если вы понимаете, что больше информации у вас остается после чтения книг, но у вас есть время на прочтение 1 книги в месяц; при этом в формате видеокурсов за этот месяц вы можете освоить менее качественно, но 6 тем, можно примерно представить, что из этого предпочтительнее.
Надежда Мысова
Вопрос: Взрослые чаще всего учатся, потому что "надо". Как замотивировать к обучению и использованию полученных знаний, если сотруднику не поставлена цель в КПЭ или не планируется премиальная часть?
Начну ответ с одной истории. Все мы знаем тип студентов, которые вообще не появляются в университете в течение учебного года, затем приходят на экзамен и не могут связать двух слов по предмету. Одним из таких студентов был мой знакомый, он учился в IT. Учебе в университете он предпочитал встречи с друзьями и компьютерные игры. Как-то принимающим экзамен у него был аспирант, который буквально за 15 минут написал код для простой игры и сразу запустил ее со словами: «посмотри, что ты уже мог бы делать, если бы освоил курс». Это крайне впечатлило и замотивировало того студента.
Эмоциональное заражение через ценность полученного навыка лично для человека очень хорошо работает в этом случае. Узнайте, чего хочет человек в будущем и покажите, как навык связан с его желанием, как именно он поможет достичь желанной цели.
Помимо КПЭ могут быть мотиваторы как экономия времени, статус в команде, развитие отношений внутри команды пр. Тут бы нащупать нематериальную мотивацию человека.
Как-то клиент делился с нами лайфхаками по мотивации к обучению, мотивация в виде дополнительного выходного дня при достижении результатов обучения показал наибольшую эффективность.
Ольга М.
Lovemark нужно использовать только в начале пути?
Нет, концепция lovemark предполагает постоянную работу над укреплением эмоциональной связи между брендом и потребителем на протяжении всего жизненного цикла бренда. Установление lovemark - это не разовое мероприятие, а непрерывный процесс поддержания сильных положительных эмоций и уникального впечатления от взаимодействия с брендом на каждом этапе.
Сергеева Ирина
Добрый день. Мы говорим только о положительных эмоциях? Как бы банк не старался создать положительную эмоциональную связь, одна отрицательная ситуация может перечеркнуть все старания. Как по Вашему мнению обзвон по телефону с предложением услуг влияет на установление эмоциональной связи с клиентом? Результат всегда будет положительным (при отличном скрипте и высочайшей квалификации сотрудника) или чаще отрицательным (клиент занят, не в настроении разговаривать об услугах банка)?
Да, основная цель концепции lovemark - вызывать исключительно положительные эмоции у потребителей. Однако в реальной жизни негативные ситуации порой неизбежны даже у самых успешных брендов. Главное - правильно и оперативно реагировать, устранять причины и исправлять ошибки. Что касается холодных продаж по телефону, то они вредят установлению эмоциональной связи, только если вы технически отрабатываете скрипты в звонке, не включаюсь эмоционально в разговор и не пытаясь ответить себе на вопрос - «а какаю задачу клиента я решаю своим звонком? Что ценного я могу сделать этим звонком к клиенту - в процессе выбора продукта или информирования о том, что такие услуги есть»
Богдан Бадогин
Какую роль доверят искусственному интеллекту в реализации lovemark?
Искусственный интеллект может играть вспомогательную роль в построении lovemark. ИИ способен анализировать большие массивы данных о потребительском поведении, предпочтениях, реакции на различные маркетинговые активности и т.д. На основе этого ИИ может помогать в разработке наиболее эффективного таргетирования, создании персонализированного контента, прогнозировании трендов. Однако сами по себе алгоритмы не могут обеспечить главную цель lovemark - вызвать глубокую эмоциональную связь с потребителями. Здесь необходимы творческий подход, понимание психологии человека и эмпатия, которые пока по-настоящему доступны только людям.
Винокурова Ирина
Добрый день, как вы считаете, чтобы создать более устойчивую эмоциональную связь и уникальный опыт нужно ли создать банку большую эко-систему (маркетплейс, онлайн кинотеатр и прочие)?
Расширение экосистемы бренда за счет дополнительных сервисов и площадок взаимодействия действительно может помочь выстроить более прочную и разностороннюю эмоциональную связь с потребителями. Чем больше точек соприкосновения и совместного опыта - тем глубже проникновение бренда в жизнь клиента. Однако сама по себе экосистема - это еще не гарантия успеха концепции lovemark. Главным остается поддержание уникальных, ярких и запоминающихся положительных эмоций на каждом этапе взаимодействия. А для этого нужны нестандартные творческие решения и детальное понимание портрета целевой аудитории.
Ольга М.
Доброе утро! Михаил, какие примеры из реальной жизни, у кого получилось реализовать lovemark? В банковской сфере применяют?
Классическими примерами брендов, которым удалось реализовать концепцию lovemark и добиться культовой популярности за счет эмоциональной связи со своими поклонниками, считаются Apple, Harley-Davidson, LEGO, Disney и некоторые другие. В банковской сфере наиболее близкими к lovemark можно назвать такие бренды как Банк Точка, Тинькофф Банк, Альфа Банк, экосистема Сбер. В целом у банков добиться столь глубоких эмоциональных привязанностей сложнее, чем у брендов из других сфер. Но правильная реализация lovemark стратегии позволяет выделиться среди конкурентов и завоевать верных поклонников.
Елена Майзлина
Какой банк для Вас lovemark? И почему?
Отношение человека к тому или иному бренду как к lovemark всегда глубоко индивидуально и основано на личном опыте и субъективных эмоциях. Поэтому выбор какого-либо банка в качестве lovemark будет у каждого свой. Главное какой бренд вызывает у вас самые положительные, теплые чувства, воспоминания и ассоциации. И причины могут быть самые разные: как личные так и профессиональные. Если говорить лично обо мне, то это конечно же Модульбанк - банк в создании которого я участвовал лично )
Сидоренко Александр
В чем особенности применения концепции lovemark на рынке b2b и на рынке b2c ? (банк работает на двух рынках)
В основе концепции lovemark как на B2C, так и на B2B рынках лежит создание эмоциональной связи и уникального впечатления от бренда. Однако есть некоторые отличия в характере этих эмоций. На рынке B2C lovemark больше апеллирует к личным переживаниям, впечатлениям и удовольствию от взаимодействия с брендом. На B2B рынке больший акцент делается на профессиональные ценности, деловую культуру и качество деловых отношений в Компании Клиента. Тем не менее и там присутствует эмоциональная составляющая - чувство доверия, престижность сотрудничества, комфортность взаимодействия. Так что основная цель lovemark едина - вызвать максимально позитивный эмоциональный отклик у своей целевой аудитории.
Рефлексивные вопросы для развития метанавыков обучения.
1. Чего мне хочется достичь с помощью обучения? Как текущее обучение может сделать мою жизнь проще?
2. В чем моя особенность обучения?
Тут надо проанализировать опыт обучения, вспомнить позитивный и негативный опыт. Обнаружить, что помогало вам достичь хороших результатов в обучении, а что являлось триггером сопротивления. После нескольких итераций подобного анализа, вы начнете замечать определенные паттерны сбоя и подъема мотивации. Поймете, что вам мешает, а что поддерживает мотивацию в процессе обучения.
3. Какой этап обучения вызывает наибольшее сопротивление?
4. Как это сопротивление проявляется (часто отвлекаюсь, хочу спать, теряю нить повествования …)?
5. Может ли быть так, что сопротивление связано с моим стилем обучения (пройдите тест)?
6. Я всегда отвлекаюсь на таком этапе или это единичный случай?
7. Что должно поменяться в обучении, чтобы оно мне максимально подходило?
8. Есть ли у меня мотивация применить полученный материал?
Почему?
Светлана Александрова
Вопрос: Доброго дня! Подскажите пожалуйста, как правильно взаимодействовать коллегам с разными стилями и аккуратно разговорить деятеля, если задача только появилась и не все знают детали этой задачи.
Ответ: Добрый день, Светлана.
Осознание своих сильных сторон и точек роста – первый шаг к развитию. Возможно, вам будет полезна такая практика: пройти всей команде тест и провести обсуждение по результатам. Обратить внимание на то, что у каждого стиля есть сильные и слабые стороны. Подумать, как команда может помочь снизить потенциальные риски и максимально раскрыть свой потенциал.
Ссылка на тест:
https://psychiatry-test.ru/test/test-honi-i-mamforda-na-opredelenie-stilya-obucheniya/
Василя Волкова
Вопрос: Как вы считаете - какую роль играют навыки общения в современном мире ? и стоит ли делать упор на развитие данного навыка ?
Добрый день, коммуникативные компетенции относятся к гибким навыкам (soft skills) и состоят из большого количества отдельных навыков (публичные выступления, командная коммуникация, обратная связь и пр.). Каждый из этих навыков применяется под конкретную задачу: вдохновить идеей/продать идею, повысить результативность командной работы, предотвратить конфликты и пр.
Они помогают качественно реализовать профессиональные навыки и быстрее достигать совместных целей. В современном мире возрастает значимость коммуникативных навыков, поскольку почти все современные профессии предполагают взаимодействие с людьми (командой, партнерами, клиентами). Поэтому, навыки коммуникации развивать стоит, как для профессиональной, так и для личной жизни.
А что нужно развивать прямо сейчас – зависит от вашей роли в компании и от целей, которые ставите перед собой на ближайшее будущее.
Сергеева Ирина
Вопрос: По моему скромному мнению для формирования мета-навыков необходимо базовое фундаментальное образование. Однако, в процессе обучения, в вузах, например, базовые дисциплины студентам сейчас не нужны (по мнению студентов). А современные направления сложны для преподавания для самих преподавателей, они тоже не успевают за прогрессом и не могут дать знания студентам на необходимом уровне. Поэтому только саморазвитие и самообразование могут принести результат. Как Вы относитесь к проблеме, когда человек в итоге учится на основе недостоверной информации?
Ирина, частично прокомментировала тему в эфире. Небольшое уточнение по последнему вопросу.
Отношусь я к этому насторожено. Поскольку недостоверные знания формируют нереалистичную картину мира, а это, в свою очередь, ведет к некорректным ожиданиям человека от мира. Если человек некорректно оценивает мир, то и решения, принятые им, будут неэффективными, а иногда фатальными.
Качество принимаемых решений напрямую влияет на качество жизни.
Богдан Бадогин
Вопрос: Какие появятся новые повседневные навыки из категории must have? Например, знание таблицы умножения или умение водить машину, что потребуется в дальнейшем?
Богдан, здравствуйте!
Тенденция такова, что технологическая грамотность и когнитивные навыки становятся базовыми для современного человека.
Подробнее тут
https://drive.google.com/file/d/18mavM5Z3KYp1zdv8C1SQXB7WjGwarbVA/view
Тарасова Татьяна
Вопрос: Какая из форм обучения приведет к более активному развития общества новая или старая советская школа обучения?
Добрый день, Татьяна!
Советская система образования имеет массу плюсов и очень хорошо себя зарекомендовала. Вместе с тем за последние 20 лет когнитивные науки и технологии сильно продвинулись.
Я всегда выступаю за интеграцию новых подходов, с сохранением и усилением лучших практик обучения.
Зарубин Александр
Вопрос: Можно ли в своем резюме указывать meta skills? И как это правильно сделать?
Александр, добрый день.
Да, можно указывать, они могут хорошо подсветить ваше преимущество.
Описать можно в формате кейсов.
Например:
Навык «Способность быстро учиться» можно описать так:
Освоил навыки программирования с 0 уровня до Junior за 3 месяца, реализовал навыки в N-проекте, получил …….(перечислить) результаты.
Тимур Хлебников
Вопрос: Метанавыки неизбежно вступают в конфликт с парадигмой управления, которая по сути своей, устарела. Управление трансформируется в лидерство, а еще точнее в ситуативное лидерство. Как во избежание конфликта синхронизировать изменение матрицы управления внутри корпорации и собственное образование (самообразование)?
Тимур, здравствуйте.
Мне не хватает информации, чтобы детализировано ответить на вопрос. Попробую ответить в 2 частях:
Поток нестандартных задач и новых вызовов заставляют пересматривать систему управления компанией. Роли и полномочия каждого сотрудника должны/могут быть рассмотрены с точки зрения влияния на продукт и ценности для клиента. Разные компании идут в этом направлении с разной скоростью.
Культура самообучения ближе к человекоцентричной модели управления, но может быть интегрирована и в другие модели управления для повышения вовлеченности и результатов обучения.
Ольга
Вопрос: Подскажите, пожалуйста, есть ли какая-либо диагностика личности, какими навыками личность обладает? Увидеть свои сильные стороны...
Добрый день, Ольга, навыки и склонности личности описаны в огромных количествах разных терминов и конструктов, поэтому всеобъемлющей («обо всем») диагностики нет. Если нужно сформулировать и продиагностировать конечный список интересующих параметров (навыков и качеств), можно обратиться за консультацией к психологам нашей лаборатории бизнес-исследований BSSR.
Ирина Винокурова
Вопрос: Добрый день, как вы считаете, как часто стоит менять направление в работе и обучаться новым навыкам?
К изменению направления стоит относиться не как к цели, а как к возможности, а иногда – как к необходимости.
Понять, как часто менять вектор, поможет трендвотчинг в области вашего профессионального направления и управления своими целями развития.
Например, технологическое решение «искусственный интеллект» меняет большое количество профессий.
Ольга
Вопрос: Добрый день! Какое направление будет в ближайшее время востребовано?
Добрый день, самые разные. Невозможно выделить одно.
Актуальные направления и фокусы развития можно посмотреть тут https://drive.google.com/file/d/18mavM5Z3KYp1zdv8C1SQXB7WjGwarbVA/view
Филатов Алексей
Вопрос: Есть ли у Вас тренинги, позволяющие определиться с направлением деятельности в ближайшем будущем?
Добрый день, тренинги чаще решают задачу формирования отдельных навыков.
Возможно, вам может быть полезна консультация профориентолога, диагностика склонностей, личностного профиля, с последующим составлением индивидуального плана развития. За консультацией можно обратиться к психологам нашей лаборатории BSSR.